"Живые - борются! А живы только те, чье сердце предано возвышенной мечте" (В.Гюго)
Девяносто третий год - один из любимейших моих романов у Гюго. Роман о французской революции, о выборе между долгом гражданским и долгом человеческим, о матери и ее детях, о республике меча и республике духа...
В центре повествования - мятеж в Вандее (область Бретани; Бретань находится на севере Франции, ближе всего к Англии). В Париже Робеспьер, Дантон и Марат (революционеры, "синие" ) все еще озабочены войной со всем миром (ибо соседи Франции, Англия, Германия и Испания - поддерживают павших Бурбонов и монархию). Бретань, провинция консервативная, сопротивляется всему, что идет из Парижа, даже если идет благое. Вспыхивает страшная гражданская война. Бретань ("белые" - в честь белого монархического стяга) хочет восстановить монархию, зовет на помощь извечного французского врага - Англию. Из Парижа выдвигаются войска, чтобы подавить восстание, но дело осложняется тем, что Вандея - край лесов и подземных жилищ, ее жители уходят под землю и ведут крестьянскую войну.

Мятежников в Вандее возглавляет старинный аристократ, маркиз де Лантенак, жестокий и гордый старик, чрезвычайно популярный как сеньор - несмотря на его жестокость. Войска "синих", посланных из Парижа, возглавляет молодой и перспективный полководец, гражданин Говэн (но это в революции он стал гражданином, а так-то он был виконтом де Говэном, и, между прочим, маркиз де Лантенак - его двоюродный дедушка!). Не доверяя бывшему аристократу Говэну, троица главных революционеров (помните, Робеспьер, Дантон и Марат), отправляет следить за ним и контролировать его действия гражданина Симурдэна. Тот, кстати, тоже стал гражданином в революцию, а до того был священником. Да еще, вот прихоть судьбы, - воспитателем юного Говэна. Воспитывал Симурдэн на славу, и питомец его вырос человеком благородным, сильным духом - и гуманным. А на гражданской войне гуманизм, увы, страшный недостаток. Именно поэтому Симурдэн и призван следить, чтобы Говэн не проявил излишнего милосердия.

Через все повествование проходит судьба простой и необразованной крестьянки, Мишель Флешар, и троих ее детей. Мишель родом из Вандеи, и супруга ее во время восстания убили "синие". Не имея приюта, женщина нищенствует с малышами, и ее подбирает батальон Красный Колпак (батальон "синих", кстати), и дети ее становтся "детьми полка". Однако этот батальон первым попадает под горячую руку маркиза де Лантенака, и он приказывает всех расстрелять, а детей забирает с собой в качестве заложников. Часть батальона спасается, спасается и расстрелянная мать. Обезумевшая от горя, она пешком бродит по Вандее в поисках своих детей. Наконец ей подсказывают, что дети ее, может быть, находятся в Ла Турге. Ла Тург - это старинный замок местных сеньоров (Говэнов, соответсвенно). Именно там запирается маркиз де Лантенак с последними своими людьми, окруженный войсками Говэна и Симурдэна. Сюда же приходит и мать: для того, чтобы увидеть своих детей в минуту грозящей им смертельной опастности от пожара.

Дальнейшее развитие событий ставит трех главных героев романа (маркиза де Лантенака, гражданина Говэна и гражданина Симурдэна) перед выбором. Выбор каждого из героев является выбором между долгом гражданским и долгом человеческими. Судьба героев трагична, но каждый из них сумел проявить благородство духа перед лицом предлагаемого им страшного выбора.



Любопытство - одно из проявлений женской храбрости

Нельзя быть героем, сражаясь против отчизны

Прежде всего он был упрямец. Он пользовался мыслью, как другой пользуется тисками; уж если какая-нибудь мысль западала ему в голову, он считал своим долгом всесторонне обдумать ее и лишь после этого отбрасывал прочь; он мыслил даже с каким-то ожесточением".

"93-й год - это война Европы против Франции и война Франции против Парижа. Чем же была революция? Победой Франции над Европой и победой Парижа над Францией".

"Симурдэн был велик, но это величие замкнулось в себе, ютилось на недосягаемых кручах, в негостеприимно мертвенных сферах: величие, окруженное безднами. Иные горные верщины бывают так зловеще чисты"

"Существует несомненное сходство между кормилицей, вскармливающей младенца своим молоком, и наставником, вскармливающим его своей мыслью"

"Прекрасно изваять статую и вдохнуть в нее жизнь, - но куда прекраснее вылепить сознание и вдохнуть в него истину"

"Когда все чаяния человека сбываются, он как бы слепнет на миг от изумления"


" - Я хочу умереть.
- Ты будешь жить. Ты хотел убить меня во славу короля, я дарую тебе жизнь во славу республики"


" - Почему ты отпутсил на свободу монахинь из обители Сен-Мар-ле-Блан?
- Я не воюю с женщинами, - ответил Говэн.
- Однако ж эти женщины ненавидят народ. А в ненависти женщина стоит двадцати мужчин. Почему ты отказался отправить в Революционный трибунал всю эту свору - старых фанатиков попов, захваченных при Лувинье?
- Я не воююю со стариками.
- Старый священник хуже молодого. Мятежи еще опаснее, когда к ним примыкают седовласые старцы. Седины внушают доверие. Остерегайся ложного милосердия, Говэн. Цареубийцы суть освободители. Зорко следи за башней тюрьмы Тампль.
- Следи! Будь моя воля - я выпустил бы дофина на свободу. Я не воюю с детьми.
Взгляд Симурдэна стал суровым.
- Знай, Говэн, надо воевать с женщиной, когда она зовется Мария Антуанетта, со старцем, когда он зовется папа Пий Шестой, и с ребенком, когда он зовется Луи Капет".


"Смотрите, как бы террор не стал позором революции"

"Но если нельзя прощать, то и побеждать не стоит"

"Когда просыпается ребенок, словно открывается венчик цветка; кажется, от весенне-свежей души исходит благоухание"

"Птица - поет, ребенок - лепечет. И то и другое - гимн"

"Одаривать - значит быть выше одариваемого"

"Женщина слаба, но силы матери неиссякаемы"

"Выше абсолюта революционного стоит абсолют человеческий"

"Доказать, что выше монархий, выше революций, выше всех людских дел - способность человеческой души к всеобъемлющей нежности, долг сильного покровительствовать слабому, долг спасшегося помочь спастись погибающему, долг каждого старца по-отечески печься о младенцах? Доказать все эти блистательные истины и доказать их ценой собственной головы!"

"Рассудок - это всего лишь разум, а чувство нередко сама совесть; первое исходит от человека, а второе - свыше.
Вот почему чувство не столь ясно, как разум, но более мощно"

"Когда преступник признает свою вину, он спасает единственное, что стоит спасти, - свою честь"

"Старик хорошо сделал, что спас детей, вы хорошо сделали, что спасли старика, и если посылать людей на гильотину за то, что они делают хорошие дла, - так пусть все идет к чертовой матери, тут уж я ничего не понимаю!"

"Но без мечты нет и математики"

" - Что же может быть выше правосудия?
- Справедливость"








@темы: европейская литература, цитаты